Значение подвижных игр
Детство невозможно представить без подвижных игр. Больше того, именно подвижные игры ассоциируются у нас с детством: не случайно, когда родители делают слишком сильный упор на интеллектуальное или эстетическое развитие ребенка, со всех сторон слышится: "Они лишают ребенка детства!" Интуитивно я тоже ощущала, что моим детям будет полезно играть с другими детьми на свежем (ну, насколько это возможно в городе) воздухе. Где-то лет с 3-х мы выносили во двор мячи, обручи и скакалки в расчете на всех наших "подьюжек", и я пыталась организовать некое взаимодействие между малышами. Но вот не так давно мне в руки попала прекрасная книга немецкого психолога Клауса Фопеля из серии "Подвижные игры для детей 3-6 лет", которая очень обогатила мои представления о роли подвижных игр в жизни ребенка!
Для чего детям нужны подвижные игры?
Попытаюсь кратко пересказать то, что мне очень понравилось:
- Играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости
- Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, а также научиться правильно справляться с неудачами и переживать успех.
- игровые действия повышают способность ребенка рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться.
- Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.
Советы от Клауса Фопеля:
Чтобы подвижные игры могли развивать у детей позитивный образ «я» и чувство компетентности, надо соблюдать следующие основные принципы:
- В играх создавать разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта.
- Каждый ребенок должен побыть в центре и внимания и почувствовать себя успешным.
- Предлагать задания, которые выполняются разными способами, чтобы дети могли играть в соответствии со своими возможностями.
- Игры должны быть составлены так, чтобы опасность получить физическую или эмоциональную травму была минимальна. Цели игр должны быть ясны и достижимы.
- Дети должны быстро получать реакцию на свои действия, чтобы понять, что является причиной, а что — следствием.
- Ошибки и недостатки в выполнении заданий должны становиться источником не только нового опыта, а по большей части веселья и удовольствия.
- Дети имеют возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению задачи.
- Игры должны быть построены так, чтобы у ребенка развивались терпение и способность выдерживать ожидание.
- Достижение желаемой цели требует от ребенка как самоконтроля, так и спонтанности.
- Тщательно продуманное музыкальное сопровождение и хорошо подобранный реквизит способствуют эстетическому развитию ребенка.
- Образы, метафоры и небольшие истории развивают фантазию детей.
- Игры должны строиться таким образом, чтобы все участники включались в активное социальное взаимодействие, сотрудничали между собой и оказывали друг другу помощь.
- Ни один ребенок не исключается из игры. Только отдельные игры имеют соревновательный характер.
У меня есть только вот эта книга про ушки (не было возможности приобрести все пять книг этой серии), но судя по ней, все они ОЧЕНЬ полезные! К тому же в приложении все игры из всех книг разбиты по группам - "Для разогрева", "На концентрацию внимания", "На развитие самоконтроля", "Помогающие конструктивно выразить агрессию" и т. д.
- 4 июля 2010
- 1 Комментарии
1 · Тамара · 5 июля 2010
Отличная книга! Умеют же люди правильно назвать и обобщить то, что веками делают родители при воспитании детей.Особенно удивило выражение “способность ребенка рисковать”! Хотя все детские годы готовим детей к риску, не задумываясь над этим!