До Нового года еще далеко, но мы с младшей дочкой уже начали учить стихи, чтобы порадовать Дедушку Мороза. Рассказав об этом некоторым знакомым, я неожиданно услышала, что заставлять детей учить стихи – устаревшая привычка из «совкового прошлого». Сейчас много более совершенных техник для тренировки памяти. И вообще ребенок, который рассказывает стихи, выглядит глупо и неестественно.

До этого момента я не задумывалась о пользе стихов. Просто интуитивно чувствовала, что она есть! :). Но теперь решила подготовить аргументы, для чего детям читать и учить стихи.

Самое очевидное – это развитие памяти. Из всех методов запоминание стихов будет самым дешевым (не нужны специальные пособия, материалы) и доступным (можно заниматься где угодно, хоть в трамвае). И кто сказал, что стихи – это неестественно? Напротив, вся физиология человека подчиняется определенным ритмам. Может быть, поэтому в младенчестве ритмичная речь гораздо больше привлекает внимание детей, чем обычная. Не случайно колыбельные, потешки, пестушки всех народов мира имеют форму стиха или ритмизованной прозы. Запоминать стихи лучше, чем прозу - это естественное свойство человеческой памяти.

Второй огромный плюс заучивания стихов – развитие речи. Проговаривая грамотный текст, написанный взрослым, ребенок лучше усваивает синтаксический строй речи, способы сочетания слов. Если малыш знает наизусть много стихотворений, ему легче составить собственное «длинное» предложение по готовым образцам. В стихах наиболее полно представлена вся красота, все возможности языка! Поэзия с раннего возраста в яркой, образной форме знакомит с такими явлениями, как "синонимия", "антонимия", "сравнение", "ирония" и прочими. Я считаю, без чтения стихов невозможно вырастить человека, понимающего и любящего родной язык. Как сказал один английский поэт, «поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке!». (В институте мы посмеивались над преподавательницей, которая любила цитировать это высказывание. Только когда я сама стала читать собственным детям, я поняла, как она была права!)

Стихи способствуют эмоциональному развитию. В детских стихах, как правило, надо или сочувствовать героям, или смеяться над ними. Когда взрослый выразительно читает ребенку, он как бы «заражает» малыша своими эмоциями. И рассказывая стихотворение сам, ребенок снова переживает эти эмоции. Еще стихи развивают образное мышление и воображение. Кузнечик там - совсем как огуречик, осень - золотая, березка - девушка и т. д. Сравнения есть и в прозе, но в поэзии концентрация образов гораздо выше.

Польза от стихов очень велика! Но только в том случае, если родители сами читают их с удовольствием. А если нет – то не надо, наверное, мучить ни себя, ни ребенка. Кстати, в эту пятницу, 16 ноября, я собираюсь на лекцию Константина Рубинского о развитии литературно-творческого мышления ребенка. Может, мы скоро не только читать, но писать стихи будем! :)

------------------

Статья была опубликована в журнале Теленеделя Челябинск.