Сейчас многие садики просят родителей «новеньких» детей написать сочинение о своем ребенке. Поскольку детей у меня двое, мне пришлось дважды писать такие сочинения (сочинение про ребенка 1 и сочинение про ребенка 2). Пессимисты утверждают, что это требование просто «для галочки», никому на самом деле эта работа не нужна, и в итоге она затеряется в каких-нибудь методических кабинетах. Но я верю, что мое сочинение дойдет до воспитателя и поможет ему лучше понять моего ребенка, да и меня заодно :). Поэтому стараюсь писать так, чтобы воспитатель мог почерпнуть для себя максимум полезной информации. Вроде бы садики моими сочинениями оба раза остались довольны, так что делюсь своим опытом.

Если не выдали план рассказа, то я пытаюсь поставить себя на место воспитателя. Допустим, ко мне приведут незнакомого ребенка, с которым придется заниматься несколько лет.

Что я хотела бы о нем узнать?

1. Узнать о его семье. Есть ли у него мама, папа, братья, сестры? Какова «роль» этого ребенка в семье: младший, старший, средний?

2. Что ребенок знает и умеет? Ходит (или ходил) он на дополнительные занятия, в кружки и секции? Есть ли у него особенные успехи в какой-то области?

3. Чем он любит и не любит заниматься. Почему?

4. Как родители его поощряют и наказывают, как убеждают сделать что-то нужное, но неприятное.

5. Какие качества стремятся воспитать в нем родители?

6. Есть ли у ребенка желание ходить в детский сад?

7. Чего родители ждут от детского сада?

Такая небольшая «инструкция по эксплуатации», как я надеюсь, уменьшит риск «нажимания на неправильные кнопки». Воспитатель не попадет в неловкое положение, если будет информирован о ситуации в семье (у кого-то из детей папа живет отдельно, или мама ― домохозяйка, не ходит на работу, или, не дай бог, недавно умер кто-то из родственников), а дети будут увереннее себя чувствовать, если в воспитательных методах дома и в садике будет некая преемственность. Я не обольщаюсь, что в садике будут воспитывать моих детей строго по моим рекомендациям, но если они сами хотят узнать о ребенке больше ― надо этим пользоваться! А может случиться и так, что вовсе не садику, а мне надо проводить работу над педагогическими ошибками. И чем раньше профессионалы их заметят, тем лучше. Никто не любит критику, но по своему опыту знаю, что скрывать что-либо от воспитателей бесполезно ― ребенок сам выложит им всю «подноготную» о домашнем воспитании, если не рассказами, то своими поступками.

В конце можно добавить несколько комплиментов садику и выразить надежду на успешное сотрудничество. А если есть желание ― можно даже выразить готовность чем-нибудь садику помочь.

Тогда ваше сочинение точно запомнится и администрации, и воспитателям! :)

 

*для журнала Теленеделя