Словообразование по "Перспективной начальной школе"
Проверяю сегодня у дочери уроки. Читаю задание:
"Открой словарь на букву -Ь. Среди слов на -ость найди существительные не только со значением предмета, но и со значением признака. Выпиши любые семь из них столбиком.
Рядом с каждый существительным в скобках запиши прилагательное, от которого оно образовано. Покажи на двух примерах, как именно образовались эти существительные".
И приведен пример, из которого можно сделать вывод, что подобные существительные образуются с помощью суффикса -ость.
А вот слова на -ость, из которых предлагается сделать выбор:
Дочь выбрала "строгость, гибкость, легкость, зоркость" и еще там что-то. "Оторвала" у них -ость и разобрала по составу:
строг-суфф. ость - нулевое окончание
гибк-суфф. ость - нулевое окончание
легк-суфф. ость - нулевое окончание
зорк- суфф. ость- нулевое окончание
Ну а что, все нормально, в соотвествии с примером из учебника! Прошу ее подобрать родственные слова к словам "гибкость" и "зоркость". Выясняется, что существуют еще "наГИБаться" и "ЗРение", где в корне нет "К". Таким образом, в этих словах два суффикса: "К" и "ОСТЬ".
Суффикс -К- образует прилагательные со значением: склонный к какому-нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается: ломкий, топкий, липкий, ковкий, цепкий. В общем, образует прилагательные от глаголов. Думаю, гибкий и зоркий тоже образованы по этой модели.
Согласна, что это трудные случаи с чередованиями в корне, не каждый взрослый правильно разберет. Но уж авторы-то учебника должны были знать, что не все из предложенных ими слов соответствуют той словообразовательной модели, которая приведена в примере! Зачем было вынуждать детей делать ошибки?
Кстати, то, что слова для словообразовательного разбора не даны в самом упражнении, а надо отыскивать в словаре - это принципиальная позиция авторов учебника. Они считают, что не надо облегчать детям жизнь, и параллельно со словообразованием необходимо учить и другим навыкам: работе со словарями и т. д. (словарей у нас в третьем классе пять). Еще повезло, что не в интернете попросили поискать примеры. Для выполнения домашних заданий по окружающему миру иногда требуется и к помощи инета прибегать.
Своеобразная у нас программа. Но наша учительница считает ее интересной и полезной (хоть и не без недостатков), и я потихоньку начинаю привыкать.
- 30 сентября 2011
- 14 Комментарии
1 · Бабуля · 30 сентября 2011
Я не могу вникнуть в словообразование так глубоко. Я столкнулась с техническими трудностями при выполнении задания. Выписали любые семь слов столбиком, а потом лепили в каждую строчку сложный разбор слов, занимающий целых две строки!
В тетради получилась мазня!
2 · тетя Оля · 2 октября 2011
Я стесняюсь спросить, а что такое “открой словарь на букву – Ь”? Это что за словарь у них такой?
3 · Юля · 2 октября 2011
Ну что ж ты, тетя Оля, забыла про обратный словарь? Или ты думаешь, что каждый ребенок в 3-м классе еще не имеет обратного словаря?!
4 · тетя Оля · 2 октября 2011
Я не забыла про обратный словарь, потому что узнала про него не в третьем классе)))
5 · тетя Оля · 2 октября 2011
…но должна сказать, что я в шоке…
6 · Lesh · 5 октября 2011
А что такой обратный словарь? Там все слова наоборот написаны?
7 · Юля · 5 октября 2011
Он как раз на фото сверху – там слова расположены по алфавиту ОТ КОНЦА.
8 · Тамара · 6 октября 2011
Думаете, качество моей жизни ухудшилось, если я не знала про обратный словарь, да и сейчас кое-как докумекала! Как же можно было составлять обратный словарь из множества слов без компьютера?
9 · татьяна · 26 ноября 2011
От учителя всё зависит,от его прфессионализма.Он должен предусмотреть такие случаи приобъяснении дом.задания(в методике на это от урока выделяется время или не давать такое задание на дом),а также есть в методике – пропедевтика,которая заранее предусматривает такие объяснения на уроке.Русский язык многолик,поэтому и нужно как можно глубже его раскрывать,конечно,не в ущерб основным знаниям.Удачи в русском языке.
10 · Танечка · 28 августа 2012
Это обратный словарь в конце учебника 2 части учебника
11 · Лира · 5 сентября 2012
Н-да…
маме бы самой за парту!!!
Чего Вы к суффиксу именно в слове КОСТь прицепились-то? А чего не Г_ость = гость ? :)))
Это задание объясняет, что ПОХОЖИЕ слова могут быть образованы РАЗНЫМИ способами. Не бегите впереди паровоза – Ваш ребенок, наверняка, если совсем не дурак, после объяснения учителя РАЗНИЦУ увидит. И поймет сразу, что похожее – не значит единообразное.
Даже СТРАННО что Вы сию разницу не видите, и пишите такие вот глупости.
12 · Юлия · 5 сентября 2012
Лира, Вы чего-то не поняли. К суффиксу в слове “кость” я прицепиться не могла, потому что в этом слове вообще нет суффикса :) И что значит Ваш совет "не бежать впереди паровоза"? Не надо проверять домашнее задание? Или надо отправить с неправильно выполненным ДЗ и ждать, пока учитель все объяснит?
13 · Катя · 23 января 2013
Мама, обращаю твоё внимание на 7 комментарий. Слова расположены по алфавиту не от конца, там всё обычно, а слово входит в столбец под той или иной буквой потому что эта буква у него на конце.
14 · Анастасия · 30 сентября 2013
спасибо я просто забыла словарь