Родительское собрание: деловой разговор или "2 часа позора"?
Моя подруга жалуется: «Как пойду на родительское собрание ― вечер убит. Раньше 9 часов вечера еще ни разу не пришла! При этом про своего ребенка я ничего там ни разу не слышала ― обсуждают только хулиганов и двоечников да спорят из-за денег на туалетную бумагу и одноразовые стаканчики».
Повезло мне, что у нас собрания не длятся больше часа. Обычно к нашему приходу учительница уже раскладывает на партах распечатанные «шифровки»-характеристики на каждого ученика, результаты контрольных и так далее. Готовит презентацию по общим показателям класса: как идет адаптация к школе в новом учебном году, какая преобладает мотивация, каковы успехи детей по сравнению с прошлым годом и с другими классами в параллели. Напоминает режимные моменты, объясняет некоторые тонкости методики преподавания и дает полезные советы (у нас программа «Перспективная начальная школа», которая мало напоминает привычную, по которой мы сами учились в детстве). Если у кого есть конкретные вопросы по своему ребенку или трудности с определенными заданиями ― это решается и без собраний, после уроков всегда можно подойти к учительнице и поговорить.
В первом классе мы однажды столкнулись с проблемой, что родители не могли договориться, как лучше отмечать Новый год. После этого случая учительница разделила нас на «дежурные» группы ― каждая группа отвечает за подготовку ближайшего праздника или классного мероприятия. С тех пор на общее собрание выносятся уже «полуготовые» решения, и мы все вместе обсуждаем не абстрактное желание поехать куда-то, а конкретные варианты с ценами, сроками и т. д.. Это существенно ускоряет процесс. Даже те родители, кто не слишком доволен решением большинства на этот раз, не сильно возмущаются, потому что знают: придет их очередь диктовать условия классу :) А те, кто планировал «отсидеться в кустах», потихоньку привыкают к мысли, что ничего не выйдет.
Из-за денег тоже не спорим: сдаем их дважды в год. На воду и туалетную бумагу обычно хватает. Иногда даже ухитряемся экономить, потому что с готовыми деньгами можно напасть на какую-нибудь акцию или распродажу. Да и вообще, оптом, как известно ― дешевле.
Самая интересная часть собрания ― это когда учительница хвалит наших деток. А хвалит она обязательно. Рассказывает забавные случаи, которые происходят в столовой или на переменах. Подозреваю, что и у нас бывают «двойки» или случаи хулиганства, но это, видимо, обсуждается с родителями в индивидуальном порядке. На собрании я не слышала, чтобы кого-то ругали или стыдили. Наверное, потому мы свою учительницу и любим. И расходимся после собрания довольные школой, классом и друг другом.
*Статья для журнала Теленеделя
- 27 ноября 2011
- 2 Комментарии
1 · тетя Оля · 28 ноября 2011
Я всю свою школьную жизнь ругалась со своей мамой из-за собраний, потому что она отказывалась туда ходить, ей было неохота слушать, как ругают неуспевающих детей, а про ее детей никогда ничего не говорили.
Какая у вас все-таки хорошая учительница!
Я вот не помню, учили ли нас в институте методике проведения родительских собраний?
2 · Нина · 8 мая 2012
Нет,к сожалению,не учат… Всё приходит с опытом. Как же мне приятно было читать эту статью и осознавать,что и я действую,как данный учитель. Главное,чтобы родителям хотелось приходить на собрания. Ведь смысл не в том,чтобы отругать на весь мир,а в том,чтобы сделать жизнь ребёнка лучше.