Развивающая ...деревня
Как и многие горожане, часть лета мы проводим в деревне. Кроме традиционных достоинств ― свежего воздуха и парного молока ― тут есть и другие плюсы. Жизнь в деревне может оказаться уникальной развивающей школой для маленького ребенка.
Животные
После того, как дочь, услышав гогот гусей, спросила: «Мама, где это качели скрипят?», мы поняли, что в образовании ребенка есть некоторые пробелы :) С тех пор мы обращаем внимание детей на всех животных, которые доступны для наблюдения, на их обычное поведение, угрожающие позы, звуки, которые они издают в разных состояниях. Такие наблюдения развивают память, слух, внимание, учат понимать причинно-следственные связи (если курица кудахчет ― снеслась, если кошка бьет хвостом ― недовольна, не подходи!) Закрепить детские впечатления можно, разыгрывая сценки с участием животных: как кошка подстерегает воробья? Как маленький ягненок резвится на лужайке?
Растения
Однажды бабуля позвала нашу младшую дочь поливать помидоры, но вместо крупных красных плодов показала какие-то зеленые кустики. Дочка очень удивилась! Но к концу лета уже прекрасно знала, что огурцы, помидоры, малина, груша ― это названия не только плодов, но и самих растений. Наблюдать за растениями гораздо безопаснее, чем за животными, но тоже интересно. Вместе с малышом поглядите на маленький, едва завязавшийся кабачок, а потом покажите его дня через два. С детьми постарше можно измерять линейкой. Научите отличать крапиву. И дайте ей бой, надев перчатки и резиновые сапоги! Обратите внимание детей, как в жару поникают листья огурцов, как жадно «пьет» вечером земля. Приметьте незрелую землянику (можно воткнуть рядом яркую счетную палочку) и следите, как постепенно она краснеет. Эти игры развивают наблюдательность, терпение, аналитические способности (сравнение, выделение отличительных признаков).
Необычные реалии
В деревне можно увидеть и потрогать вещи, которые знакомы детям по сказкам: коса, колодец, плетень, бочка. Мы обычно напрашиваемся в гости к соседям, чтобы посмотреть, как косят траву, доят корову, топят печь. Детское воображение начинает работать более эффективно, когда после мы читаем про это в книгах.
Свобода и безопасность
В частном дворе можно строить шалаши - их не займут бомжи и не разберут дворники. Можно красить заборы, копать ямы и т. д.. Можно ходить босиком, не боясь наступить на битое стекло или наркоманский шприц. Горячая земля, прохладная травка, камушки стимулируют нервную систему и осуществляют профилактику плоскостопия.
Самостоятельность
Дети привыкают к большей самостоятельности. В деревне даже дошкольник может сам одеться, выйти во двор и поиграть. Конечно, взрослые наблюдают за ним, но при этом обычно занимаются своими делами, и ребенок считает себя совершенно свободным ― в отличие от ребенка, которого «пасут» в городском дворе, не спуская глаз.
* Статья для журнала "Теленеделя. Челябинск"
- 24 июня 2011
- 1 Комментарии
1 · елена попова · 24 июня 2011
Конечно и в сельской местности не всё так плохо .Деревенские дети трудолюбивые и добрые.