Про "день сурка"
Часто слышу от мамочек, которые «просидели» дома с ребенком год и больше, что им ужасно скучно, что каждый день ― как «день сурка». Мне тоже время от времени нужна дополнительная «подзарядка», которая заставит меня вновь почувствовать вдохновение при занятиях с ребенком. Самый мощный стимул для меня ― посещение развивающего детского центра или школы. Я не поклонник какой-то конкретной методики развития детей и думаю, что главное при выборе центра или школы ― чтобы она была близко к дому. Когда школа рядом, то меньше шансов, что всякие незапланированные события помешают туда попасть. А увлеченные педагоги кого угодно "заразят" оптимизмом!
Мне нравится, когда занятия можно посещать вместе с ребенком, и своими глазами посмотреть, какие именно упражнения увлекают твоего малыша, а какие, напротив, вызывают затруднение. Можно подсмотреть интересные «приемчики», которые помогают педагогам превратить занятие в игру. Взглянуть на других детей того же возраста мамам тоже полезно. Некоторые родители любят повторять, что «ребенок никому ничего не должен, когда захочет ― тогда и заговорит/начнет проситься на горшок/различать цвета» и т. д. Но если мама не будет знать, что какой-то навык детям этого возраста В ПРИНЦИПЕ доступен, и не будет создавать условий, чтобы и ее ребенок этим навыком овладел ― то каким образом ребенок чему-то научится? Если только случайно... Родители должны не следовать за своим ребенком, а вести его за собой! Кто не верит мне - может почитать у Л. С. Выготского про зону актуального и ближайшего развития... :)))
Общение с другими мамами - это тоже здорово. Но не все мамы, как говорится, одинаково полезны :). Многие мамы очень милы и годятся для того, чтобы поболтать, пока гуляешь с колясками. Но вдохновение у них не почерпнешь: они не знают рецепта домашних пальчиковых красок, не умеют лепить из соленого теста и не знают преимуществ обучения чтению по кубикам Зайцева (это методика обучения чтению не по буквам и не по слогам, а по СКЛАДАМ. Кубики Зайцева купить можно в интернет-магазине).
«Полезные» мамы водятся при тех же развивающих центрах (ожидающие своих чад мамочки часто образуют в холлах нечто вроде «клуба», где делятся своим опытом воспитания и развития), в парках, на катках и в интернете. Причем, по моим наблюдениям, не на детских форумах, а на форумах рукодельниц.
*статья была опубликована в журнале "Теленеделя. Челябинск"
- 2 мая 2011
- 3 Комментарии
1 · Тетя Оля · 5 мая 2011
Заметила, что каждая мамочка создает целую воспитательную теорию, удобную для себя. И это, я считаю, правильно. :)
Концепция “ребенок ничего не должен” возникла, как мне кажется, из противоречия, во-первых, медикам, у которых все расписано от и до. А дети таки разные. Во-вторых, теориям так называемого раннего развития. Мамуси, на мой взгляд, абсолютно правы про зону ближайшего развития ребенка. Важно только, чтобы это была зона именно БЛИЖАЙШЕГО развития, и зона развития ТВОЕГО ребенка. А не соседского, например… А пока приходится наблюдать примеры, когда сильно озабоченные родители, с 8 месяцев стараются “разговорить” своего ребенка, а он “мама” впервые говорит в 2,5 года. И семья плачет от радости: сколько усилий было приложено, сколько времени потрачено!.. Не зря)))
Или вся семья, включая бабушек и прабабушек, занимаются тем, чтобы научить ребенка искусству горшка, а он, как на грех, писается в кровать до 5 лет. И они идут к психотерапевту, который говорит им сокровенную фразу: “Отстаньте все от ребенка, не давите на него, он ничего вам не должен!”. Так что я за хорошие индивидуальные теории каждой отдельной мамаши для каждого отдельно взятого ребенка!
2 · Бабуля · 5 мая 2011
Я так рада, что современные мамуси отличаются от мамочек, воспитывавших детей лет … тридцать назад. И, слава богу, что у них есть время наблюдать за детьми, проводить анализ их развития. Нам казалось, что у каждого ребенка свой уровень готовности к выполнению тех, или иных функций, отправления естественных надобностей. Мы просто не задумывались над этим. Конечно, хочется,чтобы ребенок скорее использовал горшок,так мамочке удобнее, но у него свои планы на этот счет.Сегодняшние дети уже лишены детства ,“старенькие”. Они очень много знают, и родители для них не авторитет,а как друзья. Даже я для своей 2х летней внучки – подружка.
3 · Юля · 5 мая 2011
Это точно! Лена так и говорит: “Бабуля – МОЯ подружка!” На тот случай, если вдруг кто захочет бабулю присвоить :)