Полезна ли грязь для развития?
Гуляя с младшей дочкой, услышала от одной мамы во дворе, что она разрешает своему сыну дома разрисовывать себя красками, а на улице ― валяться в песке и лазить по лужам. «Я никогда не буду одергивать своего ребенка, пусть он познает мир! А постирать мне нетрудно!» - с гордостью сказала она.
«А для чего ребенку валяться в грязном песке и пачкаться красками? Что именно добавится к его знаниям о мире?» - спросила я. Знакомая ничего мне не ответила. Но, видимо, сочла меня педагогически отсталой матерью и больше со мной прогрессивными воззрениями не делилась.
А вопрос на самом деле интересный. Мне кажется, что мода на либеральное воспитание и боязнь запретить ребенку что бы то ни было привела к тому, что здравые идеи доводятся до абсурда. Причина и следствие меняются местами. Вместо мысли: «развиваясь, ребенок МОЖЕТ испачкаться», некоторые усвоили: «пачкаясь, ребенок развивается». И вот уже мама, отчаявшаяся вытащить сорванца из лужи, успокаивает себя: «Ну ничего страшного, постираю, зато РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР!» А фотографии выпачканных с головы до ног детишек предъявляются как доказательства того, что мама с ними «занимается».
По-моему, нет ничего особенно полезного в «грязи». Понимаю, когда дети пачкаются в процессе игры: например, играли в больницу и намазали друг друга зеленой краской. Или когда мама с ребенком проводят эксперимент: вот эту краску с ручек можно смыть обычной водой, вот эту краску ― только водой с мылом, а вот след той же зеленки или шариковой ручки не смоешь ничем, после них надо мыться 3-4 раза. Или когда родители не препятствуют ребенку в носках бегать по земле, а потом заставляют стирать грязные носки, воспитывая ответственность за собственные поступки.
Но одеть ребенка в непромокаемый комбинезон, пустить в лужу и думать, что он при этом «познает мир» - как-то странно. Особенно если мама полностью абстрагировалась от происходящего и разговаривает по мобильному с подругой.
Козьма Прутков, у которого среди смешных высказываний немало дельных мыслей, писал: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». Малыш не сможет сделать правильных выводов из «бросания камешков» (и в прямом, и в переносном смысле) без помощи взрослого. А для этого взрослый сам должен понимать цель тех или иных действий.
Вот если бы знакомая мама растолковала мне, какую именно пользу, по ее плану, извлекает ребенок из своих экстремальных развлечений в лужах ― я бы первая пожала ее мужественную руку. Потому что сама жертвовать чистотой ради познания мира не очень люблю :). Ну а пока я считаю, что это просто потакание капризам и неумение занять детей по-настоящему ПОЛЕЗНЫМ делом.
*Статья для журнала Теленеделя. Челябинск
- 15 июня 2012
- 2 Комментарии
1 · Тамара · 18 июня 2012
Ребенок грязи всегда найдёт! Топает по лужам, топает по грядкам, поливает после проливного дождя! Ребенку важен сам процесс, а не его последствия. А уж у родителей пусть болит голова, чем занять ребенка и какие действия можно позволить ребенку.
2 · тетя Оля · 23 июня 2012
А я как раз той точки зрения придерживаюсь, что грязь развивает. То есть я слабо представляю, что дети пачкаются ради того, чтобы запачкаться. В принципе они терпеть не могут пачкаться, но, ясен перец, не всегда могут предусмотреть последствия своих действий. Родительские увещевания не всегда воспринимаются. Ну а собственный опыт пачкания в результате какого-то действия – он гораздо более полезен. В следующий раз увещеваний не потребуется.