Опера-розыгрыш "Дюймовочка"
Вчера Леночкин детский садик выезжал на культурное мероприятие - мы смотрели оперу-розыгрыш "Дюймовочка" в концертном зале им. Прокофьева. Мои впечатления о самой поездке с малышами в театр скоро можно будет почитать в отдельной статье, а пока расскажу о спектакле.
Если коротко - я в восхищении! Смотрится на одном дыхании, продумано все до мелочей, весело, трогательно, остроумно, стильно, а главное - очень красиво!
Как пишут на сайте филармонии, автором идеи является поэт Константин Рубинский, который и написал либретто по мотивам любимой всеми сказки Андерсена. Автор музыки – известный уральский композитор Татьяна Шкербина. Воплотили идею на сцене режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Сусанна Цирюк, балетмейстеры ансамбля танца «Урал» Светлана Лукина и Алексей Разин и художник по костюмам Татьяна Королева. Большинство исполнителей в спектакле – дети, воспитанники детской студии ансамбля танца «Урал».
Мы сидели в самом последнем ряду партера (15-й ряд), и я не думала, что нам вообще что-то будет видно.
Однако видно было хорошо. Во время некоторых страшноватых или громких сцен даже лучше было сидеть подальше, потому что маленькие дети напугались ведьмы и большого количества "мышей" на сцене.
В сказке роль колдуньи проходная, но в мюзикле из нее сделали настоящее "адское шоу" - костюм ведьмы произвел бы фурор на любом Хэллоуине, а эффектное появление в котле и шоу-балет "летучих мышей" наводили на мысль, что она тут главная героиня, а не бедная бездетная женщина.
К сожалению, нам удалось разобрать мало слов в пении героев. То, что мы услышали, было интересно и порой смешно. Но в полной мере оценить юмор автора либретто нам не удалось. Однако рефрен, звучащий в выступлении колдуньи - "Вот такая у ведьмы профессия!" - был одной из немногих фраз, которые разобрала и запомнила наша 4-летняя дочь.
В партии Жабы звучал переделанный, но очень узнаваемый взрослыми стишок: "Хорошо быть кошкою, хорошо - собакою, где хочу - пописаю, где хочу - покакаю" :).
Конечно, Жаба говорила другие слова: "Хорошо быть Жабою!". Потому что "быть жабой - это круто, быть жабой - это модно!". Наша малышня такую иронию не оценила. Но для школьников (их тоже немало было в зале) это было смешно. Маленькие дети больше любовались игрой солнечных зайчиков, которые возникали от зеркальных вееров танцоров.
Вообще повороты сюжета здесь служат только "мостиками" между сценами и немного теряются на фоне ярких, зрелищных танцев. Вот и похищение Дюймовочки Жуком я как-то проглядела. Опомнилась, когда на сцене вовсю плясали насекомые. Из-за нарядных костюмов дети сначала приняли их за положительных героев. Мне очень понравился танец жуков с палочками. Не знаю, почему с палочками (дети тоже задавали этот вопрос), но это просто замечательная идея хореографа! Танец получился необычный и запоминающийся.
В сказке Андерсена Мышь, к которой попадает Дюймовочка, - добродушная старушка, просто у нее мещанские представления о счастье. Она хочет отдать Дюймовочку замуж за Крота, потому что он кажется ей достойным женихом.
В мюзикле мыши - довольно противный народец, нечто среднее между побирушками и воришками. Они откровенно продают Дюймовочку за два амбара зерна. Обмен еще не состоялся, а они уже носятся и гремят пустыми ведрами (делят "шкуру неубитого медведя"). Причем сначала они танцуют с ведрами в руках, а затем надевают их на ноги и маршируют таким образом!
Это зрелище тоже немного напугало наших детей. Некоторые жаловались, что от грохота "в животике дрожит". Но я бы отнесла это к плюсам спектакля - по-моему, вызвать отвращение к тем, кто не делает ничего плохого, чисто художественными средствами - это высший пилотаж! Кстати, маленькая "говорящая" деталь - главная Мышь появляется на сцене с клетчатой пластиковой сумкой - в таких "челноки" в 90-х привозили товары из Китая, а теперь бомжи в такие бутылки собирают. Но это намек для взрослых, конечно.
Кроты чем-то напомнили Кота Базилио из "Приключений Буратино". Кажется, что они только притворяются слепыми:
В темных очках, с палочками и фонариками в руках, они тоже сразу производят недоброе впечатление. Хотя главный Крот вполне элегантен со своей тростью :)
Самая трогательная сцена - это, конечно, попытка Дюймовочки спасти Ласточку. Дюймовочка отгоняет девочек-снежинок, которые совсем заморозили птичку. А потом они вместе улетают в теплые края. Правда, по росту Ласточка почему-то меньше Дюймовочки:
(Это они летят по небу).
В финале Дюймовочка оказывается в Стране эльфов. Никакой принц ее не встречает, она просто попадает к друзьям. И вот этот момент мне показался слабоватым. Хоть и звучит в финале мысль: "все, что кажется ужасным, все, что кажется опасным - на самом деле лишь испытания" (цитата неточная) - это только слова. Облегчение и радость за героиню мне не удалось испытать в той же степени, что и страха. Авторы оперы так долго и эффективно нагнетали обстановку, что полностью развеять ее таким скоропостижным финалом не получилось, по моему мнению.
Может быть, проблема в том, что я Страну эльфов более солнечной и жизнерадостной себе представляла. А тут она напоминает некий потусторонне-ангельский мирок :).
Спектакль шел больше часа, наша средняя группа очень устала (нас еще и на час раньше привезли, пришлось слоняться по коридорам концертного зала), поэтому восторга после оперы дети не выказывали. Но на следующий день дочь сказала, что хотела бы еще раз сходить на "Дюймовочку". С детьми от 6-7 лет на эту сказку обязательно надо сходить!
- 2 февраля 2013
- 3 Комментарии
1 · Юлия · 2 февраля 2013
Еще Лена сказала: “Мне не понравилось, что в театре была постоянно ночь! И день даже не наступал ни разу!”
2 · Пирожкова Елена · 2 февраля 2013
Юлия, спасибо за такой хороший отзыв о “Дюймовочке”. Наша девочка в этот день играла роль говорящего эльфа. Мне тоже нравится эта постановка. Я смотрела её уже раз 20, так что могу кое-что пояснить. Понравившийся вам танец жуков с палочками на самом деле является танцем муравьёв. Палочки в руках – это сантиметры-линейки. Вообще этот момент – “модельное агенство”. Стрекозы и бабочки приходят в это агенство и муравьи измеряют их для пошива нарядов. А жуки были чуть раньше.
И по словам песен. Дети – танцоры знают все партии наизусть и все их распевают.Так что могут пояснить.
Постановщики действительно талантливые люди. И задумка замечательная, и работа с детьми всегда трудна. Это огромный труд. Да ещё они и растут ведь.Только успевай готовить. А опере-розыгрышу уже 2 года.
3 · Юлия · 2 февраля 2013
Женя играла?! Ничего себе! Мы не знали! Классно! Я Леночке расскажу!