Сейчас в родительской среде бурно обсуждается проект приказа о новых правилах приема в школу. Если раньше кто первый подал заявление в школу ― тот и «в дамках», то сейчас Министерство образования хочет принимать в школу по месту регистрации. Даже не по месту фактического проживания.

И что же получается? Родовой сертификат позволяет будущим мамам выбирать роддом, где ребенок появится на свет, медицинский полис - выбирать поликлинику. И только школу мы выбирать теперь не сможем. Вернее, можем попытаться попасть в любую школу, но после 1 августа, когда будут зачислены все «прикрепленные» к ней дети. И если там останутся свободные места.

Мне это почему-то напомнило крепостное право и знаменитый «юрьев день» - единственный день, когда можно было перейти от одного помещика к другому. Не верится, что такое решение продиктовано заботой о родителях. «Пофигистам» и так было безразлично, в какую школу ребенка отдавать, а неравнодушные родители все равно будут искать лазейки, чтобы попасть в намеченное учебное заведение. К тому же не все зарегистрированы там, где проживают, и это создаст дополнительные сложности.

Самим школам тоже вряд ли удобно набирать детей слишком разного уровня подготовки и разных способностей, ведь многие школы имеют лингвистический, математический, эстетический уклон... Один папа на родительском форуме доказывал мне, что эта мера повысит общий уровень успеваемости и дисциплины в школах. Если дети, которые могли бы учиться в «сильной» школе, принудительным образом окажутся в «слабой», это якобы улучшит обстановку в классе. Но это заблуждение еще в 20-е годы прошлого века развеял знаменитый педагог Макаренко, когда писал, что не только "хорошие мальчики" будут влиять на "плохих мальчиков", но и наоборот - "самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей". Думаю, в современных условиях превратиться в «зверенышей» детям все же не грозит, ведь они не беспризорники... хотя некоторые фильмы и сериалы убеждают в обратном.

В общем, мне совершенно непонятно, кому будут полезны такие нововведения, если они будут утверждены. Может быть, Министерство образования переживает, что в одних школах народ в очереди стоит, чтобы заявление подать, а в другие палкой никого не загонишь? Так со школами тогда и надо разбираться. Делайте плохие школы хорошими ― и люди добровольно поведут туда своих детей.


* Статья для журнала Теленеделя. Челябинск