«Наши 10-летние дети – уже подростки!» – Такой новостью огорошили нас на родительском собрании. Учительница провела с нами беседу о психологических особенностях этого возраста.

Мы и сами заметили, что отношения в классе стали не такими идеальными, от всеобщей дружбы дети перешли к групповой, по парам и тройкам, причем состав этих групп все время меняется. Объясняется это тем, что каждый ребенок хочет проявить себя, начинает отстаивать свою личность. И даже те, кто первое время комфортно чувствовал себя «в тени» более властных подруг и друзей, начинают «бунтовать». И ищет друзей, которые не будут его подавлять. Если ребенок перестал общаться с лучшим другом и больше не зовет его играть вместе, не надо ругать его за плохое, «не товарищеское» поведение.

Периодически кто-то на кого-то жалуется, но вмешательство родителей считается уже страшным грехом. Ведь дети стремятся подражать взрослым, вести себя, как взрослые, а значит, самостоятельно решать конфликты. Конфликты – это не драки, конечно. Самый страшный конфликт у нас пока – если кто-то кого-то не пригласил на день рождения. Та непосредственность, с которой «отвергнутый друг» высказывает претензии своему обидчику – это еще совершенно детская черта, а вот переживания у него уже взрослые…

Не очень приятная для родителей особенность – появление критичного отношения к взрослым . Если раньше многие спокойно слушались, то теперь просто требуют учитывать свое мнение! На замечания – обижаются, могут даже с учительницей какое-то время не разговаривать.

Главная причина конфликтов подростка и взрослого – взрослый НЕ ХОЧЕТ понять ребенка, а ребенок пока не может понять взрослого. Главный совет – больше общаться. Воодушевлять ребенка рассказывать о своих школьных делах (пока они еще охотно рассказывают об этом), беседовать с учителями о поведении, учебе. Еще посоветовали пересмотреть систему поощрений и наказаний. Нельзя лишать детей любимого дела из-за плохих оценок! (Этот совет мне кажется не совсем реальным, если ребенок плохо учится из-за того, что круглые сутки играет в компьютерные игры, например).

Общий смысл я, как мне кажется, уловила: пора родителям отвыкать от роли всезнаек и командиров и признать, что дети тоже люди . Под впечатлением от собрания я даже купила книгу американских детских психологов «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» (Ну ладно, признаюсь, я купила ее потому, что на нее большая скидка в «Детском мире» была). И там довольно хорошо объясняется, почему родители не могут «сойти с пьедестала» в общении с подростком: «Нам очень трудно выслушивать, когда наши дети выражают недовольство, разочарование или уныние. У нас не хватает сил видеть их несчастными. Поэтому мы отмахиваемся от их чувств и пытаемся насаждать свою взрослую логику».

-------------------

*Статья для журнала Теленеделя Челябинск