Воспитание ребенка. Метод естественных последствий.
«Какая мука воспитывать этих детей!» - в очередной раз воскликнула я, прикрыв глаза рукой, подобно домомучительнице из мультика «Малыш и Карлсон». (Кстати, в книге про Карлсона этой фразы нет, ее придумали гениальные советские мультипликаторы).
А началось все с того, что старшая дочь восьми лет выпачкала в грязи школьные физкультурные кроссовки. Я отпустил ее кататься на велосипеде и сто раз предупредила при этом: «Только не лезь в грязь! Иначе тебе не в чем будет ходить на физкультуру!» Она клятвенно обещала. И вот пришла чернее ночи. Хотя на стадионе, где я ее оставляла, было уже сухо. Выяснилось, что залезть в грязь ее уговорила подруга. (Которая сама была в резиновых сапогах). Пока дочь воспроизводила их диалог о пользе грязи, я уже чувствовала, что начинаю закипать. Но решила взять себя в руки и вспомнить все, что я знаю о воспитании ребенка. «Метод естественных последствий — вот то, что мне нужно!» - озарило меня наконец. Подобный педагогический прием рекомендовал еще Жан-Жак Руссо. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, тогда он поймет, как нужно вести себя в той или иной ситуации. «Хорошо, ты меня не послушалась, решила поступить по-своему, тогда иди и сама все исправь!» - сказала я. Что тут началось! Ребенок сорвался с места, бросился в ванную и начал там надрывно рыдать, швыряя что попало. Конечно, муж сразу пошел ее утешать. У нас с ним давние противоречия по вопросам воспитания ребенка: я утверждаю, что воспитывать надо ремнем и палкой, а он — что добром и лаской. Спустя некоторое время зареванная дочь вышла из ванной и буркнула: «Где у нас щетки?» Я решила не накалять обстановку и ответила. Еще через некоторое время они появились вдвоем с мужем, гордо неся белые матерчатые кроссовки, начищенные щеткой с остатками черного крема для обуви. Я мысленно махнула рукой и сказала «Молодцы!», сочтя, что воспитание важней материальных ценностей.
Сегодня спросила дочку, полезет ли она снова в грязь, если ее будут заманивать. «Не знаю, может быть, - ответила дочь. - Мне понравилось кроссовки отчищать!» Вот и думаю после этого: удалось мне применить метод естественных последствий или нет?
Насколько было бы проще жить родителям и педагогам, если бы воспитывать ребенка можно было по инструкции! :)
- 9 апреля 2010
- 2 Комментарии
1 · Тётя Оля · 10 апреля 2010
Дык непонятно, а на физру-то в чём теперь?
2 · Юля · 12 апреля 2010
Ходим в подкрашенных черной краской. Дети еще не обращают внимания на такие мелочи :)