Большинство родителей считает, что ребенок обязательно должен посещать какие-нибудь кружки и секции. Мамы дошкольников в основном ведут малышей на дополнительные занятия для «гармоничного развития ребенка». Родители детей школьного возраста тоже заботятся о развитии своих чад, но у них есть и другие соображения: чтобы ребенок не «болтался» на улице, чтобы был занят полезным делом.

Когда я выбирала, куда записать дочь, то первым делом подумала о танцах. Ребенку было всего четыре года, но я уже мечтала, как она станет настоящей «принцессой»: стройной, с горделивой осанкой, с изящными движениями... За три года танцев никакой особой пластики мы не приобрели, зато стало видно, что выносливости нашей девочке не занимать! Многие дети после месяца-другого занятий начинали плакать, что сильно устают, и уходили. А наша жаловалась только на то, что ей стало... скучно. Как раз в это время начались подготовительные курсы перед школой, поэтому мы с чистой совестью сделали перерыв в дополнительных занятиях. В первом классе мы пробовали ходить в бассейн, но выяснилось, что вода ― не наша стихия. Ребенок по ночам просыпался и со страхом спрашивал: надо ли завтра в бассейн? Тем временем учительница музыки в школе усиленно зазывала дочку в хор. Тоже попробовали ― и тоже не понравилось.

Некоторые осуждают такое «верхолазанье», когда ребенок все начинает и все бросает. Но мне кажется, что жестоко заставлять маленького человека заниматься тем, чем не нравится. Если у ребенка есть талант в какой-то области ― рано или поздно он проявится. Художники просто не могут не рисовать, а поэты ― не писать стихи. Может быть, надо просто немного подождать? Очень мало таких видов деятельности, где потерять год или два ― это потерять всё, как в балете.

Сама я в свое время ходила в разные кружки ― от шитья и вязания до краеведческого и стрелкового, и родители были не против. Порой я даже не говорила им, куда записалась, пока не приходило время платить. (Семейным анекдотом стала история, как я неожиданно потребовала 3 рубля, чтобы заплатить за художественную школу). И пусть я не окончила музыкальную школу, как они мечтали, зато знаю, какой узел в макраме называется плоским, умею целиться из пневматической винтовки и различать дорические и ионические колонны. И самое главное ― у меня не осталось каких-то нереализованных желаний, которые я бы пыталась навязать своим детям.

Ради бога, пусть дочь ходит в свое тхэквондо! Я не понимаю, как можно получать удовольствие от однообразных ударов руками и ногами, бега и отжимания, вздрагиваю от свистков и от резких команд тренера, но я искренне рада, что моему ребенку это нравится! В конце концов, для гармоничного развития личности свобода выбора важнее, чем конкретный кружок или секция.

шлем для тхеквондо

 

*для журнала Теленеделя